Занятия логопеда после инсульта на дому

Содержание
  1. Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного
  2. Почему нарушается речь после инсульта
  3. Разновидности речевых расстройств
  4. Занятия с врачом-логопедом
  5. Домашние упражнения в реабилитационный период
  6. Возможные проблемы при реабилитации
  7. Заключение
  8. : Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт
  9. Лечение у логопеда после инсульта: комплекс упражнений
  10. Формы расстройства речи после инсульта: классификация афазии
  11. Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта
  12. Составление логопедической программы
  13. Особенности работы родственников больного с логопедом-афазиологом
  14. Лучшие упражнения для восстановления речи после инсульта
  15. Суть логопедического массажа после инсульта
  16. Вывод
  17. урок по афазии. Когда начинать занятия:
  18. Логопед после инсульта: для взрослого, логопедические занятия в домашних условиях, видео
  19. Удар и его последствия
  20. Виды нарушений речи
  21. Помощь специалиста
  22. Методы при моторной форме
  23. Метод при динамической форме
  24. Метод при сенсорной форме
  25. Методика при акустико-мнестической форме
  26. При семантической форме
  27. При амнестической форме
  28. Сложные случаи в логопедической практике
  29. Прогноз на восстановление речи
  30. Реабилитация после инсульта. Логопед-афазиолог, Томатис в СПб
  31. Что нарушается после инсульта?
  32. Методы и сроки реабилитации после инсульта
  33. Реабилитация после инсульта в центре Эмбер
  34. Реабилитация после инсульта на дому
  35. Реабилитация после инсульта лежачего больного
  36. Занятия логопеда после инсульта на дому
  37. Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта
  38. Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта
  39. Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

Занятия логопеда после инсульта на дому

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Виды мозгового инсульта

опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

В этот период родственникам рекомендуется:

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

: Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт

Источник: https://noalone.ru/infocentr/zdorove/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta/

Лечение у логопеда после инсульта: комплекс упражнений

Занятия логопеда после инсульта на дому

Логопед после инсульта помогает пациенту справиться с нарушениями речи, возникшими как последствие инсульта. Такое нарушение называется афазией, и она бывает нескольких видов: тотальная (человек совсем не может разговаривать), моторная (пациент издает только отдельные несвязные звуки), сенсорная (больной не понимает, что ему говорят) и прочие.

Формы расстройства речи после инсульта: классификация афазии

После инсульта у пациентов возникают системные речевые расстройства.

Наиболее частые из них – дисфония (сложный патологический процесс, в ходе которого наблюдается нарушение голоса), дизартрия (дисфункция речевого аппарата, которая возникает из-за поражения нервной системы).

После приступа у человека могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сложности произношения звуков, искажение фраз и слов, нечеткость речи.

Афазия при инсульте бывает нескольких видов:

  1. Тотальная – человек не может говорить и не понимает слов других людей.
  2. Моторная – пациент понимает фразы окружающих людей, но ответить полноценными предложениями не может. Он произносит отдельные звуки, но сложить их в единое целое не получается.
  3. Амнестическая – больному не удается называть предметы, он забывает нужные ему слова.
  4. Семантическая – невозможность человека воспринимать сложные речевые конструкции, простые словосочетания он понимает довольно легко.
  5. Сенсорная – у пациента сохраняется слух, голос, но он не воспринимает слова, которые говорят ему близкие и родные.

Для диагностики речевого расстройства следует обратиться к логопеду и пройти специальные исследования. Занятия со специалистом рекомендуется начинать в ходе лечения заболевания.

Логопедическая работа после инсульта очень важна, но занятия не должны нагружать больного (длительность одного урока примерно составляет от 5 до 10 минут). Максимальное время занятия не должно превышать 30 минут.

Чистые и явные афазии встречаются редко, поэтому занятия по коррекции речи назначаются в индивидуальном порядке

Занятия с врачом-логопедом, помогающие быстрому восстановлению речи после инсульта

Многих людей интересует вопрос: «Логопед-афазиолог – кто это, чем занимается этот специалист и насколько эффективны его методы терапии?». В медицинской практике этот специалист проводит логопедические занятия, которые позволяют восстановить речь взрослым после тяжелого нарушения мозгового кровообращения, нейроинфекционных болезней, доброкачественных или злокачественных новообразований.

Эффективность лечения зависит от четырех основных факторов:

  • оперативности начатого лечения: чем быстрее будет проведена полноценная комплексная терапия, тем меньше времени понадобится на реабилитацию;
  • пораженного центра речи;
  • вида афазии;
  • обширности зоны некроза некоторых зон головного мозга (если затронуты нервные клетки, которые отвечают за функцию речи, возникнет тяжелая форма афазии).

Восстановление речи при афазии может занять от 2-3 дней до 1-3 лет. Если пациент будет прикладывать много усилий, есть большая вероятность восстановления речи. Бороться с недугом поможет невропатолог, логопед-афазиолог, реабилитолог.

Логоритмические занятия – это игры, которые позволяют повторно развить моторику и произношение. К восстановительным техникам относятся игровые, двигательные и музыкальные игры. Задания выдаются специалистом на карточках, они соответствуют возрасту и уровню развития пациента.

Игры для логоритмических занятий с больными афазией считаются эффективными и применяются многими отечественными и иностранными медиками. Заниматься с игровыми карточками нужно каждый день, чтобы задействовать память и приблизить полное выздоровление.

Некоторые упражнения больной может выполнять с родными и близкими людьми. Например, они могут начать предложение «Сегодня очень хорошая по…», а пациенту необходимо продолжить «года». Таким же образом поется знакомая песня, больной присоединяется и подпевает. Таким образом тренируется память, возникают ассоциации.

Составление логопедической программы

Самым важным периодом для коррекции речевого аппарата после приступа являются первые 6-12 месяцев.

В начале урока логопед проводит речевое растормаживание. Он находит эмоциональную составляющую, которая заставляет больного самостоятельно выходить на диалог, если пациент реагирует на речь врача. Логопедический материал для занятий подбирается по результатам проведенных тестов.

Не стоит менять медика в процессе восстановительной работы, если он справляется со своей задачей, поскольку он за время занятий сможет узнать ближе человека, найти индивидуальный подход. С каждым уроком нужно увеличивать нагрузку.

Специалист составляет план занятий, которые не будут сильно нагружать больного.

Обязательным является выполнение специальных упражнений (прочтение скороговорок, рисование, проведение мимического и логопедического массажа). Занятия с логопедом для людей после инсульта могут проводиться на дому.

Коррекция проводится совместно с употреблением лекарственных средств, физиотерапией и другими манипуляциями, которые назначил доктор.

Занятия с логопедом после перенесенного приступа очень эффективные, особенно если применяются элементы музыкотерапии. Коррекционные методики основаны на выполнении больным несложных упражнений, которые помогают ему скорее восстановить речевую функцию.

Особенности работы родственников больного с логопедом-афазиологом

Очень часто логопеды советуют родным присутствовать на уроках, чтобы потом они могли заниматься с больным дома. Родственникам больного необходимо знать, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях.

А присутствие на занятии позволит освоить технику выполнения упражнений и правильно их повторять. Добиться хорошего результата можно лишь при тщательной и регулярной ежедневной работе.

Немаловажной является психологическая поддержка.

Рекомендации родным, которые чаще всего дают логопеды:

  • стоит постоянно разговаривать с больным, таким образом он будет чувствовать себя нужным и не отстраненным от общества;
  • не нужно показывать свое недовольство, если результаты восстановления речи незначительны или если человек неверно выполняет задания;
  • следует излучать оптимизм (человек почувствует позитивный настрой и будет стараться еще больше);
  • заниматься следует не более получаса в день.

Если члены семьи будут следовать этим правилам, человек, перенесший инсульт, сможет быстрее выздороветь.

Лучшие упражнения для восстановления речи после инсульта

Упражнения для восстановления речевого аппарата выполняются в кабинете доктора или дома. Они направлены на разработку артикуляционных мышц и нервных окончаний.

В начале реабилитации упражнения выполняются один раз в день, затем через каждые три дня их количество увеличивается. Максимальное количество повторений одного упражнения – семь раз.

Упражнения после инсульта для восстановления речи делаются не более 3 раз в сутки.

Очередность выполнения:

1. Вытягиваем губы трубочкой и в таком положении «застываем» на протяжении 5 секунд.

2. Вытягиваем шею вперед и высовываем язык. Манипуляция занимает 3-5 секунд.

3. Вытягиваем язык и касаемся правого, затем левого уголка губ.

4. Сильно надуваем щеки, ждем 5-10 секунд.

Логопедические упражнения в домашних условиях после инсульта – это действенный способ восстановления речи. Медики также рекомендуют при невнятной речи делать массаж языка обычной зубной щеткой (манипуляция расслабляет орган).

Суть логопедического массажа после инсульта

Целью логопедического массажа является увеличение подвижности органов артикуляции, уменьшение слюнотечения, стимулирование речевой зоны коры головного мозга, значительное увеличение амплитуды и объема движений языка, разработка мышц лица, нормализация тонуса мышц.

Разновидности массажей после инсульта:

  • пальцевый;
  • зондовый;
  • с помощью зубной щетки.

Длительность манипуляции варьируется от 15 до 20 минут. Максимальный курс терапии – 20 дней, затем следует сделать перерыв – 1,5-3 месяца. Для массирования, человеку нужно лечь, сесть или находиться в полулежачем положении. Желательно ходить на процедуру к логопеду, который владеет техникой выполнения массажа.

Противопоказана манипуляция при судорогах, повышенной температуре, воспалениях, диатезе, аллергиях, стоматите, увеличении лимфоузлов, психических расстройствах, усталости, конъюнктивите.

Вывод

Чем быстрее будет начата реабилитация, тем скорее человек сможет нормально разговаривать со своими близкими и родными. Помимо упражнений и медикаментозного лечения специалисты с медицинским образованием могут прибегать к другим методам терапии (оперативному вмешательству, физиотерапии, иглорефлексотерапии, функциональному биоуправлению).

урок по афазии. Когда начинать занятия:

[rBlock name=after_video return=1][rBlock name=after_sharing return=1][rBlock name=after_text return=1]

Источник: https://reabilitilog.ru/metody/rechevaja-terapija/logoped-posle-insulta.html

Логопед после инсульта: для взрослого, логопедические занятия в домашних условиях, видео

Занятия логопеда после инсульта на дому

После перенесённого инсульта у человека возникают нарушения речи. Но для комфортной жизни в социуме это необходимы навык. Поэтому, вернуть речь нужно как можно скорее. У одних пациентов это занимает всего несколько недель, у других, около года и чтобы ускорить этот процесс, нужно непрерывно заниматься.

Удар и его последствия

Инсульт – нарушение кровообращения головного мозга и отмирание нейронов. Когда кровообращение нарушается, погибают участки мозга, отвечающие за определённые функции организма. То, на сколько сильно будет поражён речевой аппарат и как скоро заговорит пациент зависит от:

  1. степени поражения;
  2. своевременности реабилитационных мероприятий;
  3. какой центр речи поражён.

ВАЖНО! Полностью восстановить функции речи у взрослого человека возможно даже при полной её утрате.

Виды нарушений речи

Утрата речи после инсульта называется афазией и возникает вследствие отмирания центра речи.

Это осложнение встречается как после геморрагического, так и ишемического инсульта.

Виды нарушения речи:

  1. Сенсорное – поражение центра Вернике. Он расположен между теменной и височной долями головного мозга. В этом случае, человек полностью утрачивает возможность воспринимать речь. Воспроизведение отдельных слов под силу, а смысловая нагрузка отсутствует, и речь не контролируется пациентом. Способность к чтению сохраняется, но пациент не понимает смысла написанного. Навык письменности также отсутствует;
  2. Моторное – поражение центра Брока. Располагается между лобной и височными долями. Способность воспринимать речь на слух полностью сохраняется. Пациент предпринимает попытки в общении, ответах на вопросы, но ничего не выходит. Способность читать и писать практически полностью утрачивается;
  3. Семантическое – поражение задне-центральной и теменной областей коры. Человек способен воспринимать и воспроизводить несложные речевые конструкции. Сложные диалоги он поддержать не способен. Логические связи в речи больного практически отсутствуют;
  4. Акустико-мнестическое – поражение среднего отдела височной коры мозга, а именно, 2-ой височной извилины. По признакам схожее с семантическим поражение. Пациент может говорить несложные предложения из 3-4 слов. Навыки чтения и письменности сохранены в малом объёме;
  5. Оптико-мнестическое – поражение нижневисочно-затылочного отдела. Способность к восприятию речи сохранена в большей степени. Больному тяжело опознавать предметы, он вечно находится в поиске нужного слова. Речь иногда не связана, но в меньшей степени в сравнении с остальными видами;
  6. Динамическая – пре-моторная зона. Нарушена функция активной речи. Пациент может повторить сказанное предложение, но сам не в силах сконструировать сложные речевые обороты. Из речи часто выпадают глаголы. Ответы на вопросы – односложные. Часто повторение последнего слова собеседника.

СПРАВКА! «Чистые» степени афазий встречаются крайне редко, обычно это комбинация нескольких с преобладанием одной над другими.

Помощь специалиста

Логопед – обязательная ступень на пути пациента к выздоровлению и не стоит самому пытаться научить говорить больного.

Не редко из-за неправильных действий, речь так и остаётся не полностью восстановленной.

Важно вовремя начать процесс реабилитации.

Установлено, что наибольшего прогресса можно достичь в первые 3 месяца после поражения. В дальнейшем результаты будут менее стремительные.

Методы работы разнятся от состояния пациентов: от относительно не сильного поражения, когда сохранены некоторые речевые функции, до полного её отсутствия.

Для начала, врачом-неврологом определяется степень поражения и на основании его прогноза, логопед начинает работу.

Логопедические занятия проводятся в домашних условиях, для больного эта обстановка комфортная, а значит он сможет полностью сосредоточиться на упражнениях.

Методы при моторной форме

В этом случае, нужно преодолеть неспособность пациента перейти со слога на слог, что напоминает заикание. Специалист медленно, протяжно напевает цифры от 1 до 10, бытовые фразы, дни недели. Это делается для того, что бы пациенту было легче уловить все звуки в словах:

  1. Проговариваются пословицы без последнего слова, что бы пациент пытался его сказать;
  2. Игры в шахматы, лото, карты, сборка конструкторов;
  3. Методы выделения элементов речи, например, выделить число при счёте;
  4. Метод противопоставления – логопед говорит одно слово «чёрный», пациент должен ответить «белый».

Пациент должен стараться проговаривать все выполняемые им действия, когда речь начинает формироваться.

Метод при динамической форме

Нужно восстановить структурированные высказывания, актуализировать глаголы.

Для реабилитации логопедом используются приёмы:

  1. Начать разговор с пациентом на тему, острую для него;
  2. Прослушать ситуативный текст, на который нужно дать простые ответы «Да, нет»;
  3. Задавать вопросы, добиваясь получения ответа с минимальным использованием слов из вопроса;
  4. Чтение слов, которые хорошо знакомы пациенту;
  5. Раскладывать картинки, создавая сюжет и попросить пациента рассказать этот сюжет;
  6. Составление поздравлений, писем;
  7. Сконструировать беседу по ролям.

Метод при сенсорной форме

Задачей является восстановление контроля над речевым аппаратом и восприятия устной речи пациентом. Так как любые попытки устного общения будут бесполезны, лечение начинается с картинок:

  1. Демонстрация картинок с объектам или действиями;
  2. Демонстрация изображений по категориям;
  3. Демонстрация изображений частей тела;
  4. Попросить пациента выбрать верное название предмета и действия среди нескольких изображений;
  5. Задавать вопросы и попросить больного отвечать жестами или односложными «да, нет»;
  6. Раскладывание карточек со словами под соответствующим изображением;
  7. Односложные ответы на вопросы при помощи зрительного восприятия;
  8. Чтение слогов, букв и слов, вслух;
  9. Менять ритм и длину слов;
  10. Заполнение пробелов во фразах;
  11. Прослушивать тексты и отвечать на вопросы касательно них;
  12. Пересказы текстов;
  13. Чтение более сложных, развёрнутых текстов.

Методика при акустико-мнестической форме

Следует увеличить объём воспринимаемой информации, и увеличить связь предметов со словами.

Последовательность следующая:

  1. Показывать изображения по категориям;
  2. Выполнять построение несложных речевых конструкций;
  3. Прослушивать тексты и отвечать на них максимально развёрнуто;
  4. Письмо под диктовку с постепенным усложнением речевых оборотов;
  5. Чтение рассказов с последующим пересказом;
  6. Повторные показы картинок с интервалом в 1 минуту;
  7. Самостоятельная классификация слов одним обобщающим словом;
  8. Пересказ текстов по плану, потом без него;
  9. Объёмные беседы на бытовые темы.

При семантической форме

Нужно восстановить восприятие предметов в пространстве.

  1. Показывать изображения планировки комнаты;
  2. Работа с географическими картами, механическими часами;
  3. Заполнение пропущенных элементов во фразе;
  4. Конструирование фраз пространственного значения;
  5. Импровизированный рассказ предоставленную тему;
  6. Разбор сложных по смысловой нагрузке слов.

При амнестической форме

Задачей является расширение словарного запаса, восстановление функции восприятия образов. Способы реабилитации:

  1. Выявление существенных признаков различных объектов;
  2. Демонстрация предметов и частей тела в соответствии с их названиями;
  3. Самостоятельное рисование предметов с подписями;
  4. Самостоятельная классификация и подбором обобщающего слова.

Важно! Что касается продолжительности занятий, то на начальных этапах длительность не превышает 5 минут и к середине курса доходит до 20 минут.

Сложные случаи в логопедической практике

Наиболее сложными пациентами для логопеда являются те, кто начал позднее лечение.

Эти люди уже с головой погрузились в своё состояние.

Вера в восстановление отсутствует, состояние подавленное.

В работе с такими людьми нужно постараться дать результат уже после первых занятий, что бы у больного появился стимул.

Ещё одним сложным случаем считаются люди, которые самостоятельно научились произносить некоторые слова или даже предложения, но делают они это не правильно. Выкидывают буквы из слов, проглатывают звуки, часто повторяют одно и то же слово. Сложность в том, что куда проще научить чему-то новому, чем переучивать на новый лад.

Предлагаем вам посмотреть интересное видео по теме:

Прогноз на восстановление речи

Восстановить речевые функции до уровня, на котором они были до инсульта – более чем реально. Однако, чем старше человек, тем труднее это сделать. На скорость восстановления также влияют индивидуальный настрой пациента и своевременно начатый процесс реабилитации. По заверениям врачей, начинать этот процесс лучше в первую неделю после перенесённого инсульта.

В заключении, если кто-то из близких оказался в подобной ситуации, не нужно самим пытаться обучить его. Даже, подробно расписанные инструкции в интернете не могут заменить специалиста.

Стоит проконсультироваться с врачом и как можно быстрее найти логопеда, способного вернуть родственнику возможность общаться.

В этот момент пациенту нужно особое внимание, с ним надо постоянно разговаривать, всячески поощрять попытки заговорить и подталкивать к этому.

Источник: https://doktor-ok.com/zabolevaniya/golovnogo-mozga/insult/logoped.html

Реабилитация после инсульта. Логопед-афазиолог, Томатис в СПб

Занятия логопеда после инсульта на дому

Инсульт является тяжелым неврологическим нарушением, которое заключается в возникновении проблем с мозговым кровообращением и сопровождается множественными осложнениями, вплоть до летального исхода. Без соответствующей экстренной помощи и дальнейшей реабилитации человеку грозит инвалидизация и хроническое закрепление полученных нарушений.

Что нарушается после инсульта?

Мозговое кровоизлияние имеет широкий спектр негативных последствий, тяжесть и особенности которых в основном обусловлены локализацией и широтой поражения. К наиболее частым нарушениям относятся:

  • Деформация или полная потеря речи (афазия). Сюда относятся нарушения устной речи (моторная форма афазии), расстройство понимания обращенной речи (сенсорная афазия), нарушения чтения и письма, а также счета (акалькулия).
  • Проблемы со зрением и слухом (корковая слепота и глухота, когда поражена первичная зрительная или слуховая кора головного мозга).
  • Агнозии – нарушение процесса восприятия информации в том или ином анализаторе (например, может быть нарушено целостное зрительное восприятие предметов при том, что органы зрения и первичная кора головного мозга сохранны).
  • Нарушения ориентации в пространстве.
  • Психоэмоциональные расстройства, обусловленные физиологическим нарушением. Проявляются резкими скачками настроения, повышенной утомляемостью. Столкновение личности с реальностью требует адаптации к новому состоянию, в процессе которой человек испытывает злость от невозможности выполнять банальные бытовые действия, недовольство собой, изменение социальной роли и профессиональной деятельности.
  • Двигательные нарушения – проявляются в качестве паралича (обычно одной стороны тела или каких-то определенных мышц) и проблем с глотательным рефлексом (дисфагия). При отсутствии адекватной терапии возможно длительное восстановление и даже стабилизация текущего состояния. В случае поражения двигательных мышц и зон коры головного мозга вероятно развитие иного двигательного нарушения – апраксии, при котором разрушается сама программа действия при сохранности физических способностей к движению. Мозг «не знает», как осуществить самое элементарное движение: насыпать сахар в чашку, причесаться и так далее.
  • Когнитивные нарушения, включающие нарушения памяти, внимания, произвольных процессов мышления, а также снижение интеллектуальных возможностей.

В зависимости от индивидуальной картины болезни могут проявиться нарушения во всех областях или только в одной из них. Восстановление привычного уровня развития всех перечисленных функций возможно при своевременном оказании медицинской помощи и качественной реабилитации.

Методы и сроки реабилитации после инсульта

Реабилитация инсульта является комплексным мероприятием, в котором принимают участие специалисты разных профилей (это называется «мультидисциплинарная бригада») и применяются различные методы воздействия.

Основные направления коррекции:

  • Медикаментозная помощь – основная часть восстановления. Препараты назначают терапевт и невролог. Другие специалисты могут быть задействованы при сопутствующих патологиях или для выполнения ежедневных манипуляционных процедур.
  • Массаж, мануальная терапия, физио- и иглотерапия проводятся в стационаре специалистом реабилитационного профиля либо на дому у больного. Данные процедуры необходимы для снятия излишнего напряжения и спазмов мышц.
  • Лечебная физкультура (кинезитерапия) – проводится кинезитерапевтом с целью восстановления полного объема движений, равновесия, навыков самообслуживания. Также с перенесшим инсульт пациентом работает эрготерапевт – оказывает помощь в повседневной жизни с целью восстановления и поддержания временно утраченных навыков.
  • Занятия с логопедом-афазиологом – специалист проводит речевое растормаживание, восстановление глотательной функции. Хороший эффект дают музыкотерапия, рисование, пение, упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.
  • Занятия с клиническим психологом и/или нейропсихологом с целью восстановления когнитивных, речевых функций, психоэмоционального состояния и социальной адаптации. Данные специалисты также могут провести дополнительную консультацию для родственников больного, на которой расскажут, как будет проходить восстановление, как лучше обращаться с больным и так далее.

Проблема реабилитации после инсульта очень актуальна. Сейчас, в 2019 году, принимаются новые государственные нормативы оказания реабилитационной помощи и новый состав реабилитационных бригад.

Также принимаются новые профессиональные стандарты специалистов, оказывающих реабилитационную помощь.

Пока не будет утвержденных стандартов, названия специалистов и их количество может варьироваться, многим придется пройти дополнительное обучение для соответствия нормативам. Со временем уровень профессионализма специалистов будет расти.

К сожалению, не все услуги реабилитации после инсульта доступны по ОМС. Например, консультации и занятия с нейропсихологом даже в крупных реабилитационных центрах доступны только по хозрасчету. Также занятия с логопедом-афазиологом по общей страховке больные могут получить лишь в ограниченном количестве.

Также при реабилитации после инсульта необходимо учитывать, что часть восстановительных мероприятий стоит проводить в острой фазе, другие показаны только после стабилизации состояния. Поэтому требуется, чтобы работа специалистов была слаженной.

Сроки реабилитации зависят от полученных первоначальных повреждений, общего состояния организма, а также от того, как быстро началась реабилитация.

Средние сроки восстановления речевой и двигательной функций после тяжелой формы инсульта составляют от 3 до 6 месяцев, если занятия проводятся регулярно. В легкой форме полная реабилитация возможна от 3 недель до 2 месяцев.

Для закрепления результата понадобится продолжить реабилитационные мероприятия минимум год.

Реабилитация после инсульта в центре Эмбер

В нашем центре предлагается комплекс реабилитационных мероприятий, которые включают:

  • Томатис. Данный метод восстановления показан не только для реабилитации нарушений речи, но также оказывает общее положительное воздействие на когнитивные функции (мышление, память, внимание). Томатис-терапия зарекомендовала себя как один из самых эффективных методов восстановления когнитивных функций после инсульта, что подтверждено соответствующими исследованиями. Ознакомиться с результатами применения Томатис в реабилитации инсульта после можно тут и тут.
  • Занятия с логопедом-афазиологом. Направлены на восстановление речевых навыков и глотательной функции. Занятия проводятся индивидуально с каждым клиентом с учетом его особенностей.
  • Занятия с Forbrain. Аппаратная методика, основанная на когнитивной нейробиологии, применяется для коррекции негативных последствий инсульта. Это специальное устройство (гарнитура) для мозгового обучения, позволяющее легко тренировать речевые, слуховые и когнитивные функции. Исследования эффективности методики показали, что за 10 недель регулярных занятий длительностью 20 минут показатели когнитивных функций значительно улучшаются (внимание, абстрактное мышление, память, ориентация в пространстве, речевые функции). Устройство Forbrain можно купить для самостоятельного использования, занимаясь по инструкции, или совмещать его применение с занятиями с логопедом.
  • Логопедический массаж. Выполняется логопедом в комплексе с занятием. Так как определенные участки нужно расслаблять, а другие тонизировать, массаж может делать только специалист. Массажируются лицо, язык, губы, внутренняя поверхность щек, уши, кожа головы, кисти. Таким образом убирается скованность мышц и восстанавливается речь.
  • Нейропсихолог – диагностирует состояние психических функций и проводит занятия по их восстановлению. Данный вид помощи требуется при апраксии, агнозии, акалькулии, нарушениях ориентации в пространстве, нарушениях памяти, которые появляются вследствие инсульта. В нейрореабилитации восстановление функции начинается с того, что человек с помощью специалиста сам для себя учится создавать внешние «шпаргалки», подсказки, опору (например, при нарушениях ориентации в пространстве учится пользоваться картой, схемой, отслеживать свое местонахождение). Постепенно функция реорганизуется на уровне головного мозга, образуются новые нейронные связи, происходит процесс восстановления.

Программа занятий и сочетание методов составляются индивидуально для каждого человека командой специалистов. Ход реабилитации корректируется не только в соответствии с начальным уровнем поражения, но и относительно скорости восстановления клиента.

Реабилитация после инсульта на дому

Самостоятельная работа перенесшего инсульт человека и участие родственников и близких являются необходимыми составляющими выздоровления. К домашней программе относятся следующие занятия:

  • Реорганизация быта больного с учетом дефекта. С одной стороны, повседневные дела должны быть доступны, с другой – нужно, чтобы была мотивация лишний раз встать и самостоятельно что-то сделать, развивать независимость. Необходимо соблюдать принцип «золотой середины».
  • Выполнение упражнений, назначенных специалистами, дома. В зависимости от состояния больного их можно делать самостоятельно или при поддержке родственников.
  • Постепенное увеличение нагрузки в соответствии с уровнем восстановления когнитивных функций.
  • Эмоциональная и психологическая поддержка со стороны семьи. Сюда относится как поддержка самооценки и позитивного настроя человека, перенесшего инсульт, так и уменьшение влияния стрессовых факторов.
  • Социальная и профессиональная реабилитация – подразумевают возвращение к привычному кругу общения и занятий, возможна смена официального трудоустройства на облегченные варианты.
  • Логопед-афазиолог выезжает на дом и проводит необходимые занятия, делает логопедический массаж.
  • Можно приобрести устройство Forbrain, чтобы заниматься самостоятельно.

Домашняя реабилитация не подразумевает полное исключение специалистов из жизни больного. В соответствии с графиком необходимо приходить на плановые осмотры, принимать медикаменты, посещать дополнительные реабилитационные занятия (ЛФК, физиотерапию, массажи, Томатис-терапию, занятия с Forbrain и пр.).

Реабилитация после инсульта лежачего больного

Особенности реабилитации лежачего больного дома заключаются в том, что основная нагрузка лежит на родственниках или на специально обученной сиделке, которым необходимо:

  • выполнять двигательные и речевые упражнения совместно с больным;
  • обеспечивать гигиену, профилактику пролежней и быт;
  • проводить массаж на минимально необходимом уровне;
  • следить за приемом медикаментов, назначенных врачом.

Отдельно стоит отметить, что все дополнительные методы реабилитации, которые проводятся в нашем центре, доступны также и в домашних условиях. Специалисты, проводящие занятия, могут выезжать на дом для индивидуальных сеансов.

Если у вашего родственника или близкого случился инсульт, необходимо как можно раньше начать реабилитацию. Наши логопеды-афазиологи могут приехать уже в больницу для ранней реабилитации. Звоните по тел.: (812) 642-47-02 и администратор ответит на все вопросы, поможет подобрать афазиолога.

Источник: https://emberint.ru/articles/insult_reabilitatciya/

Занятия логопеда после инсульта на дому

Занятия логопеда после инсульта на дому

Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.

Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.

Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта

Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:

  • Тотальная афазия — полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
  • Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
  • При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
  • Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
  • При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
  • После инсульта возможно появление дисфонии — нарушения голоса.

Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами дизартрии. Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.

Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

  • Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта — первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
  • Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
  • В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
  • Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
  • Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
  • В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
  • В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.

Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

  • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
  • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
  • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
  • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
  • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.

Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

Источник: http://karkusha.su/zanyatiya-logopeda-posle-insulta-na-domu/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c530baa68480a00ae60d599/zaniatiia-logopeda-posle-insulta-na-domu-5c5e9083e8d5a000b01ba2b9

Лечим просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: