Нейропсихология это наука которая изучает

Содержание
  1. Детская нейропсихология методы диагностики и коррекции
  2. Что такое детская нейропсихология
  3. Патологии, изучаемые нейропсихологией
  4. Нейропсихологические синдромы
  5. Синдром нарушения функциональности височных отделов
  6. Применение нейропсихологической коррекции
  7. Принципы коррекции
  8. Заключение
  9. Кто такой нейропсихолог и чем он занимается: количество занятий
  10. Сейчас выделяют:
  11. Кому нужно заниматься с нейропсихологом?
  12. Сколько длится занятие с нейропсихологом?
  13. Как часто надо заниматься?
  14. Какова длительность курса?
  15. Если ребенок ходит к нейропсихологу
  16. Что такое Нейропсихология? Нейропсихология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
  17. Сознание
  18. Научение и память
  19. Речь
  20. Личность
  21. Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается – Подавлен
  22. Детский нейропсихолог – что лечит и в чем состоит суть лечения
  23. Нейропсихология детского возраста
  24. Нейропсихология – что это такое, ее основы, направления, принципы
  25. Что такое нейропсихология?
  26. Основоположник нейропсихологии
  27. Отрасли нейропсихологии
  28. Детская нейропсихология
  29. Клиническая нейропсихология
  30. Экспериментальная нейропсихология
  31. Практическая нейропсихология
  32. Возрастная нейропсихология
  33. Нейропсихология – упражнения
  34. Нейропсихология – книги
  35. Нейропсихология – интересные факты

Детская нейропсихология методы диагностики и коррекции

Нейропсихология это наука которая изучает

Психология – наука, которая активно развивается в последнее время. На базе психологии и нейронауки было создано новое направление – нейропсихология.

Детская нейропсихология – одна из ветвей классической психологии. Нейропсихология детей исследует, как формируются, развиваются психические функции ребятни. Изучение развития психики малышей происходит при сопоставлении патологии и нормального развития.

Родители, педагоги, специалисты по детской психологии бьют тревогу! Увеличивается число малышей, у которых возникают большие проблемы не только с обучением, но и с социализацией в обществе.

Согласно статистическим данным, уже не один год наблюдается неуклонный численный рост детишек с проблемами развития.

Максимальная часть этих проблем своим появлением обязана нарушению нормального функционирования центральной нервной системы.

Немалая часть проблем из-за этих нарушений берет свое начало в перинатальный период, при самих родах. Сбой в работе центральной нервной системы возможен также в результате появления патологии развития грудничка в первые три месяца его жизни.

Ранняя диагностика нарушений нейропсихологического развития крохи способствует более значимой по своему воздействию коррекции проблемы.

Что такое детская нейропсихология

Сама нейропсихология как наука создана сравнительно недавно. Особенность этой науки – исследование совокупности психических процессов с точки зрения их мозговой организации. Нейропсихология детского возраста своей целью ставит изучение созревания, становления мозговой организации ребенка в течение его личного индивидуального развития.

Понимание и знание того, как и какие зоны головного мозга функционируют – при решении малышом математических задач или когда ребенок пишет сочинение, запоминает полученную информацию – все это относится к подходу нейропсихологии по исследованию, изучению психического состояния детей. Нередко поведение ребенка, например, его гиперактивность или агрессивность, может свидетельствовать о проблеме в деятельности конкретного блока головного мозга. Именно эти проблемы пытается изучать нейропсихология.

Любое повреждение нервной системы крохи может вызвать проблемы в его мозговой деятельности, затормозить рост ребенка. Непоседа просто не успевает за своими возрастными требованиями: очень поздно начинает ползать, ходить, испытывает трудности с освоением речи. Не может освоить простейшие правила поведения, не умеет общаться, находить контакт с другими детьми и взрослыми.

Детский мозг отличается от взрослого пластичностью нервной системы, умением приспосабливаться. Мозговые связи детского мозга также более пластичны. Мозг ребенка подвержен внешнему влиянию, нередко вредному воздействию внешних факторов окружающей среды.

Нейропсихология детского возраста разработала совокупность мер и средств, позволяющих на ранней стадии развития ребенка определять аномальность развития, его причины. Специалисты предлагают способы, направленные на своевременную профилактику психологической коррекции детских проблем.

Детская нейропсихология занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Нередко подобные нарушения приводят к расстройству психики малыша.

Неусидчивость крохи, асоциальное поведение, трудности с усвоением учебного материала приводят к серьезным психологическим комплексам.

Ребенок, наслушавшись замечаний от родителей, педагогов, буквально «ставит на себе крест».

Патологии, изучаемые нейропсихологией

Огромное воздействие на формирование личности в психоэмоциональном и интеллектуальном плане оказывают подкорковые структуры головного мозга, что доказано современными исследованиями нейропсихологии.

Подкорковые образования – это первый функциональный блок головного мозга, обеспечивающего энергетику психической активности.

Именно в двигательной сфере, а также в сенсорной, особенно заметны нарушения и патологии психических процессов.

Если у малыша есть функциональная недостаточность подкорковых образований, то такой ребенок будет очень быстро уставать от любого вида деятельности. Малыш почти ничего не запоминает, быстро забывает, не может надолго сосредоточиться на каком-либо предмете или действии. У крохи наблюдается и нарушение мышечного тонуса.

Детская нейропсихология исследует и корректирует следующие нарушения:

  • Проблемы поведения ребенка. Трудности с усвоением учебного материала свидетельствуют о возрастном отставании малыша от сверстников.
  • Тревожность, страхи.
  • Заикание, тики.
  • Эмоциональная неустойчивость поведения.
  • Органический аутизм.
  • Гиперактивность.

Обычно родители с такими проблемами сначала обращаются к педиатрам, которые и направляют малышей на консультации к психоневрологам. Только специалист в нейропсихологии способен точно поставить диагноз, разработать и осуществить коррекционные методы нейропсихологии.

Родителям стоит обратить внимание на тревожащие их явления в развитии подрастающего поколения, немедленно обратиться за помощью к специалисту, если у вашего чада существуют:

  • Моторная неловкость – кроха плохо координирует свои движения, постоянно падает, спотыкается.
  • Недоразвитие моторики. Тонус мышц может быть повышенным или пониженным.
  • Ребенок испытывает трудности в изучении счета, письме, навыки чтения даются с большим трудом.
  • Гиперактивность или вялость в поведении малыша.

Первым делом необходимо провести правильную психодиагностику малыша, имеющего проблемы психического развития. Именно на основании диагностики специалист примет решение о том, какие мероприятия по коррекции патологии психического развития необходимо применять.

Обследование детей у нейропсихологов, как правило, проводится с 5 летнего возраста. До 5 лет психологи проводят наблюдение по соответствию возрастных особенностей детей. Но недостаток специализированных знаний нейропсихологии не позволяет психологам и педиатрам правильно диагностировать причины нарушения психического развития у малышей.

Так, при плохой успеваемости в школе, психолог может поставить диагноз «недостаток внимательности». Однако подобное нарушение развития может иметь разные причины, соответственно, будет нуждаться в разных методах психологической коррекции. Причиной невнимательности может быть высокая истощаемость организма или внимание бывает неподвластно крохе.

Если в первом случае налицо недостаток энергетической подпитки, за которую отвечают глубинные структуры мозга, то в случаях, когда ребенок не может контролировать свое внимание, возможно, имеют место нарушения в лобной структуре мозга. Лечение и коррекция во внешне одинаковой ситуации после обследования будут отличаться.

Нейропсихологические синдромы

Знание о том, какие симптомы соответствуют нейропсихологическим синдромам, поможет родителям вовремя обратиться за помощью к специалистам.

Дисгенетический синдром рассматривает дисфункции подкорковых, а также стволовых образований. Обычно делят детишек по типам нарушения на стволовых и подкорковых детей.

Стволовых детей, у которых были затронуты не только подкорка, но и ствол, характеризует сбой в работе эндокринной системы организма. У этих малышей диагностируется диатез, понижен иммунитет. Очень часто наблюдаются проблемы со сном. У малышей нередко диагностируются энурез, а также энкопрез.

Развитие такого ребенка с самого рождения проходит дисгармонично. Наблюдается нарушение мелкой, крупной моторики. Ребятня испытывает трудности, обучаясь разговаривать. Обучение происходит в коррекционных школах и воспитательных классах. Психология изучает данный клинический случай, к сожалению, он практически не поддается никакой форме коррекции

Подкорковые малыши не так пострадали в интеллектуальном плане. Подкорка достаточно быстро реагирует на нарушения нервной системы, создает новые связи, которые компенсируют указанные нарушения. Подкорковые дети говорят очень много и чисто, у них нет трудностей при произношении сложных слов.

У подкорковых малышей сбой корректируются за счет создания лобных долей. Маленький человечек подключает лобный контроль, что позволяет ему компенсировать недостатки психического развития. У них часто бывают головные боли, характерна быстрая утомляемость.

Нарушена крупная моторика, что характеризуется неуклюжестью в движениях, у крохи слабый вестибулярный аппарат. Низкая работоспособность, неумение сосредотачиваться на одном предмете или действии. Очень плохая память. Внимание постоянно рассеяно. Характерен неразборчивый почерк. Коррекционная деятельность дает  хорошие результаты.

Синдром нарушения функциональности височных отделов

При данном синдроме повреждена слухоречевая память. Нарушается порядок слов, слова заменяются. У крохи путаются близкие по звучанию звуки. Маленький человечек может путать гласные при письме.

Недостаточность затылочных отделов. В этом случае ярко проявляется зеркальность, кроха не различает пространственные факторы. Нарушена функция ориентирования в пространстве. Путает понятия лево — право. При написании слов не выдерживает строчку письма.

Недостаточность лобных отделов – упрощаются все программы. Школьник не дописывает слова, предлоги. Не может запомнить простейшие правила. Очень скудный словарный запас, речь бедна, маловыразительна. Построение фраз примитивно: «я поел», «я играю». Ребенок выражает свои мысли односложными предложениями.

Применение нейропсихологической коррекции

Коррекция патологий психического развития подразделяется на два вида:

Сенсорика, восприятие, моторика, а также возможность сознательно управлять этими функциями являются базовыми в развитии ребенка. Нарушение любой из этих функций приводит к плохой координации, недоразвитости моторики, кроха не может правильно освоить речь. Данный вид коррекции осуществляется через игры, двигательные упражнения.

При данном виде коррекции в отделы спинного или головного мозга адресно вводятся лекарственные препараты, необходимые для исправления нарушений психической системы. Все препараты вводятся только микроскопическими дозами, чтобы не повредить малышу. Коррекция может производиться и с помощью специализированного фармакологического массажа.

При сенсомоторной коррекции ребенок в процессе игры возвращается в раннее детство, когда и формируются основные функции развития крохи. Через игры воссоздается система движения, присущая с раннего возраста, различные виды восприятия, компенсируя нарушения развития. Через движения происходит воздействие на мозг, а тот, в свою очередь, начинает оказывать влияние на движения ребенка.

Основная цель коррекции – восстановление баланса двух основных функций развития – двигательной и сенсорной, а также дальнейшее гармоничное развитие этих функциональных сфер. Эти базовые функции при их восстановлении и корректировке станут основой для дальнейшего развития ребенка.

Все методы нейропсихологии направлены на стимуляцию развития разнообразных структур мозга, воссоздание скоординированной деятельности всех функций. Для коррекции патологий, таких как аутизм, гиперактивность и других нарушений развития, разработано много методик, использующих разнообразные игры, а также двигательные упражнения.

У детей воссоздается пространственное, зрительное, слуховое восприятие окружающей действительности. Восстанавливается контроль над психической деятельностью. Занятия с нейропсихологом или выполнение рекомендуемых им упражнений дома, помогают возобновлению функционирования нарушенных психических функций.

При диагностируемых патологиях развития ребенка огромное значение имеет квалификация специалиста, его личность. При работе важно установить контакт с ребенком, добиться его доверия. Тогда методы коррекции будут осуществлять свое воздействие самым оптимальным способом.

Родители должны заниматься с чадом в соответствии с рекомендациями нейропсихолога, чтобы оптимально помочь крохе компенсировать диагностируемые нарушения психического состояния. Совместные занятия с малышом восстанавливают его доверие к родителям, маленький человечек более открыт к воздействию нейропсихолога.

Принципы коррекции

Прежде чем приступить к коррекционной программе, специалисты проводят исследование развития малыша, определяют, какой раздел мозга получил повреждения, как развивается психический процесс. Нейрохирурги при обследовании детей используют следующие методы:

  • Обстоятельная беседа с родителями. Когда были замечены странности поведения чада, как они проявлялись? Выясняется мнение родных людей о том, что могло быть причиной нарушения. Этот разговор помогает установить, какие взаимоотношения в семье, желание родителей помочь своему ребенку.
  • Сбор всех доступных данных о малыше. Сюда входят медицинские обследования у педиатров, мнения воспитателей, педагогов. Их характеристика ребенка, его успеваемость в школе. Для получения более полной информации используются специальные вопросники.
  • Тестирование ребенка. Специалист наблюдает за поведением маленького человечка в естественных условиях, например, дома, а также проводит специальные тесты, позволяющие оценить уровень проблем малыша.

Для восстановления нарушенных функций, организация коррекционной работы придерживается следующих принципов:

  • Неоднократная повторяемость различных действий по закреплению двигательной, сенсорной функции, а также предлагаемой психологом программы действий.
  • Программированность обучения. Вместе с взрослым малыш заново учится переходить к самостоятельным действиям. Упражнения изучаются по принципу от более простых к более сложным заданиям.
  • Коррекция опирается на сохраненные формы деятельности.
  • Предметная деятельность является одним из опорных принципов коррекции.

Заключение

Чтобы дети с нарушениями психологического развития могла вести нормальный образ жизни, необходимо много и тщательно работать не только специалистам, но и родителям.

Полученные при рождении травмы, перенесенные в раннем детстве заболевания, должны вызывать больше внимания к малышу. Необходимо поддерживать чадо, заниматься с ним, прививать ему уверенность в своих силах.

[mrp postnumb=4]

Источник: https://pups.su/psihologiya/detskaya-nejropsihologiya.html

Кто такой нейропсихолог и чем он занимается: количество занятий

Нейропсихология это наука которая изучает

 “Кто такой нейропсихолог, и в чем заключается суть его работы?»
задаются этим вопросом родители, уже не раз сталкиваясь с рекомендациями нейропсихологической коррекции со стороны врачей, учителей и мам других детей.

Нейропсихология – это практическое направление психологии, возникшее ещё в середине 20 века, первооткрывателем которой был Александр Романович Лурия, советский ученый, врач, психолог, педагог, который занимался изучением и восстановлением больных, получивших травмы головного мозга. Разумеется, со временем нейропсихология развивалась и теоретически, и практически, но по-прежнему в ее основе лежат принципы работы головного мозга, открытые А.Р. Лурия. 

Сейчас выделяют:

  1. детскую сенсомоторную коррекцию (например, по программе А.В.

    Семенович),

  2. сенсорную интеграцию (для самых маленьких детей, неговорящих или с расстройством аутистического спектра),
  3. взрослую нейропсихологическую коррекцию (например, восстановление моторики, речи и других высших психических функций после инсульта).

Суть метода нейропсихологической коррекции заключается в активизации сразу нескольких мозговых структур, что впоследствии при регулярных занятиях ведёт к образованию новых нейронных связей.

А, как известно, результат любой нашей деятельности, будь то процесс запоминания, концентрация внимания, контроль эмоций или развитие речи – это сложный процесс взаимодействия нейронов между собой. 

Нейропсихолог – это клинический психолог (или психолог, впоследствии повысивший свою квалификацию до клинического психолога), знающий особенности развития детского мозга, владеющий методом сенсомоторной коррекции, специалист, который может грамотно провести нейропсихологическую диагностику, выделив дефицитарные зоны, требующие “подпитки”, и составить индивидуальную программу занятий для каждого отдельного случая.

Кому нужно заниматься с нейропсихологом?

В данной статье освещаются проблемы детской нейропсихологии, поэтому случаи с коррекцией взрослых мы опустим, несмотря на их актуальность.
Итак, если ваш ребенок:

  • не говорит (ещё не сформирована простая фразовая речь в 3 года);
  • регулярно устраивает “истерики”, имеет повышенную эмоциональную возбудимость;
  • в младшем школьном возрасте имеет выраженные трудности чтения, письма (дислексия, дисграфия, пропускает, путает буквы при письме, меняет слоги местами и т.д);
  • получил “приговор” об аутизме, СДВГ ;
  • не обладает развитой мелкой и крупной моторикой, неуклюж;
  • забывчив, невнимателен, “витает в облаках”;
  • плохо спит, быстро утомляется;
  • испытывает трудности планирования собственной деятельности, сниженную мотивацию (в школьном возрасте) –

тогда имеет смысл обратиться к нейропсихологу за консультацией

Иногда за вышеперечисленными проблемами могут стоять серьезные неврологические нарушения, поэтому пренебрегать медицинской помощью нельзя.

Сколько длится занятие с нейропсихологом?

Занятие с нейропсихологом длится от 20 минут до часа. Все зависит от конкретного случая, иногда ребенок по определению не готов “выкладываться” более 20 минут. Это его максимум. Постепенно время работоспособности увеличивается. В среднем в центре “Счастливый человек” одно занятие длится 50 минут.

На занятиях рекомендовано присутствовать родителю (бабушке, няне), который будет заниматься с ребенком дома, ведь коррекция требует регулярности. Представьте, что вы качаете мышцы пресса.

Когда вы увидите результат? Не ранее, чем через несколько недель, а то и месяцев. И увидите ли вы его, если будете уделять тренировкам 1 раз в неделю? Нет. В случае с нейропсихологической коррекцией есть параллели. Только качать нужно не мышцы, а мозг.

Успешность процесса зависит от его регулярности и закрепления результата.

Как часто надо заниматься?

В среднем, необходимо посещать психолога 2-3 раза в неделю, а дома ежедневно повторять упражнения. Пример, как проходит занятие у нейропсихолога, можно посмотреть в видеогалерее сайта . 

Какова длительность курса?

Программа курса занимает от полугода, иногда требуется около 1 года. Все зависит от трудностей конкретного ребенка и регулярности выполнения “домашней работы”. Очень не рекомендуется бросать занятия спустя 1-2 месяца после начала. Процесс уже запущен, чревато его резко прекращать.

Однако возможен экспресс-вариант, когда занятия проводятся каждый день, и тогда результат появляется гораздо быстрей. Но такие занятия возможны только в летний период.

Если ребенок ходит к нейропсихологу

При посещении  нейропсихолога  (продолжая аналогию с тренировкой мышц пресса) нужно придерживаться «диеты»: ребенок должен получать хорошее сбалансированное питание, соблюдать режим сна-бодрствования, также он должен отдыхать. К сожалению, это понимают не все родители, стараясь занять ребенка как можно большим количеством дополнительных занятий: английский, музыкалка, танцы, гимнастика, робототехника, бокс…

Это все очень хорошо, но в меру: необходимо давать ребенку отдыхать. У него должен быть хотя бы один день в неделю, когда он будет свободен: поиграть, во что он хочет, пообщаться с ребятами во дворе, побегать и “побеситься” вдоволь, посмотреть мультики, словом, разгрузиться.

Зачастую процесс коррекции необходимо сочетать с медикаментозным лечением у невролога, а также с курсом массажа , БОС – терапией . С детьми дошкольного возраста обязательно нужно проводить развивающие занятия .

Центр “Счастливый человек” собрал команду квалифицированных специалистов, осуществляющих комплексный подход, который всегда работает намного лучше и быстрее, чем если бы один специалист долго-долго работал с ребенком, не учитывая всех возможностей коррекции и развития. Поэтому если есть необходимость подключить нескольких специалистов к процессу коррекции, это имеет смысл, ведь тогда мы будем “бить четко по мишени”. Нет ничего важнее здоровья, тем более самых близких людей.

В центре “Счастливый человек” первая консультация любого специалиста бесплатная. Здоровья вам и вашим деткам!

Автор статьи нейропсихолог Строкова А.С.

Источник: https://happy-person.ru/blog/kto-neiropsixolog/

Что такое Нейропсихология? Нейропсихология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Нейропсихология это наука которая изучает

Нейропсихология — наука, основным объектом изучения которой является мозговая организация психических процессов. Цель нейропсихологии — понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Практическое применение методики, разработанные нейропсихологией, находят в различных специализированных клиниках, судебно-медицинской экспертизе. Кроме того, нейропсихологи востребованы в качестве консультантов в ряде организаций, где нейропсихлогическая теория применяется для организации управленческого и производственного процесса.

Выделяют следующие задачи нейропсихологии:

  • Определение закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой;
  • Нейропсихологический анализ, особенно актуальный прилокальных повреждениях мозга;
  • Оценка функционального состояния мозга в целом, а также отдельных его структур.

Различают ряд подходов, применяемых в нейрофизиологии:

  • Экспериментальная нейрофизиология. Исследует связи между функционированием и строением нервной системы и когнитивными функциями (познавательные процессы). В основном исследования проводятся в лабораторных условиях на здоровых людях;
  • Клиническая нейрофизиология. Применяется для реабилитации людей, страдающих от болезней или травм, которые сопровождаются повреждениями когнитивных функций человека;
  • Коннективизм. Здесь речь идёт об использовании моделей функционирования нейронов для изучения нарушений в работе головного мозга.

Среди методов, с помощью которых нейропсихологи проводят замеры активности различных частей мозга необходимо отметить электроэнцефалограмму (ЭЭГ), химические индикаторы.

ЭКГ позволяет регистрировать электрическую активность мозга, а введение через артерии радиоактивных химических веществ, даёт возможность определить, какие части мозга задействуются при выполнении различных функций.

Как было установлено экспериментальным путём, части мозга имеют не только функциональные, но и анатомические, и физиологические отличия друг от друга. Каждая область мозга оказывает определённое влияние на психику и поведение человека.

Вопросы, изучаемые нейропсихологией, возникли на повестке науки в 19 веке. Уже тогда было установлено, что мозг человека состоит из систем, каждая из которых отвечает за определённый психический процесс.

Надо отметить, что если в 19 веке внимание учёных было направлено на выяснение вопроса — чем человеческий мозг отличается от мозга животных, то в 20 веке нейропсихологи сконцентрировались на экспериментальном исследовании поведения. Особенно в начале 20-го века было популярно исследовать, как удаление или повреждение отдельных частей мозга влияет на поведение. Кстати, популярность данной теории нашла своё отражение и в искусстве — достаточно вспомнить сюжет книги Булгакова “Собачье сердце”.

Среди учёных, внёсших наибольший вклад в нейропсихологию необходимо отметить таких как Д.Хебб, Г.Гекен, А.Р.Лурия, Б.Милнер, К.Лешли, Х.-Л. Тойбер, К.Прибрам, Р.Сперри и О.Зангвилл. В России и Советском Союзе большую роль в развитии клинической нейропсихологии сыграл А.Р.Лурия.

Основным инструментом исследования в 19 веке, ввиду отсутствия специальных приборов, был вербальный субъективный рассказ пациента о своих ощущениях.

С начала 20 века упор был сделан на технические методы регистрации связи мозга с психической деятельностью, но, как было выяснено позже, необходимо органично сочетать оба вида инструментов.

Примером может служить феномен псевдослепоты (“зрячей слепоты”), которая возникает при повреждении особых участков головного мозга. В этом случае больной объективно видит изображение, но субъективно не воспринимает его. На вопрос, видит ли он — следует ответ “нет”.

Но если подобного больного спросить о свойствах предмета, расположенного перед ним, — он сможет их достаточно точно описать. При этом он объяснит данный феномен тем, что он “просто догадался”. Этот пример свидетельствует, что применение только одного вида инструмента — вербального рассказа или технических методов, даёт неверную картину процесса, происходящего в головном мозге.

Среди основных объектов, которые изучает нейропсихология — сознание, научение и память, речь, личность.

Сознание

Поражение теменных отделов головного мозга приводит к нарушению сознания человека — например, он теряет способности к рефлексирующему самосознанию, в частности перестаёт осознавать свои поступки, чувства и даже части тела.

При изучении сознания нейропсихология уделяет внимание также воздействию на мозг различных химических (психоактивных препаратов).

В данном аспекте особенно успешно продвинулось прикладное научное направление — нейропсихофармакология.

Научение и память

Каждая клетка в головном мозге получает информацию от многочисленных ответвлений и нервных волокон. Большинство нейропсихологов считает, что накопление опыта происходит на уровне контактов (синапсов) между ответвлениями нервных волокон.

Но до сих пор для нейропсихологии остаётся загадкой, почему при повреждении системы нервных связей не происходит соответствующего избирательного удаления воспоминаний.

Эксперименты свидетельствуют, что память — это целостная функция, поэтому невозможно ликвидировать какой то участок мозга, чтобы воздействовать на определённые воспоминания.

Речь

К речи в нейропсихологии относят способность человека передавать сообщения с помощью различных наборов сигналов, к которым относятся — языки, математика, музыка.

Отмечается, что у большинства людей левое полушарие специализируется на речевых функциях. Именно поэтому, повреждения левой части мозга приводят к афазиям — различным речевым нарушениям.

Интересно, что данный факт был замечен ещё в Древней Греции Гиппократом и Галеном.

Личность

За осмысление жизни, адекватность поведения отвечает лимбическая система гловного мозга.

Большую роль в работе лимбической системе играют химические медиаторы, которые связаны с физиологическими и психическими процессам.

Примеры подобных химических веществ: половые гормоны — сексуальная активность, гормоны надпочечников — стрессовая реакция, сахар в крови — аппетит.

Необходимо отметить, что нейропсихология активно развивается, постоянно растут объёмы научных знаний о структуре и функциях мозга, их влиянии на психику и поведение человека. Велика роль клинической нейропсихологии в лечении различных заболеваний, прежде всего связанных с мозговыми травмами.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Нейропсихология”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/neyropsihologiya/

Детский нейропсихолог: что это за специалист, чем занимается – Подавлен

Нейропсихология это наука которая изучает

Нейропсихология — одно из самых популярных направлений в настоящее время в работе с детьми. В каких случаях ребенок нуждается в помощи нейропсихолога? Как специалист работает с детьми? Какие методы нейропсихологии зарекомендовали себя как самые эффективные?

Детская нейропсихология — это и один из разделов клинической психологии, который занимается изучением мозговых особенностей и их связи с поведением ребенка.

Специалистами доказано, что детская психика и ее процессы тесно связаны с особенностями познавательной системы ребенка — памятью, воображением, вниманием, мышлением, речью, восприятием, эмоциями. Нейропсихологи занимаются изучением поведения ребенка посредством подробного анализа его мозговых особенностей.

Специалисты в этой области считают, что созревание отделов головного мозга оказывает прямое влияние на поведение детей и их психическое развитие.

Почему родители, которых беспокоит поведение ребенка, все чаще обращаются за помощью к детскому нейропсихологу? Специалистами доказано, что поведенческие нарушения ребенка, такие как неусидчивость, гиперактивность, низкая успеваемость при хороших интеллектуальных показателях, тесно связаны с созреванием и особенностями отделов головного мозга. В практике нейропсихологов, ребенок меняет поведение в лучшую сторону, и у него наступает прогресс, когда специалист в этой сфере применяет к нему специальные методы работы.

Мозг и психика ребенка отличаются пластичностью. По этой причине дети, когда нуждаются в психологической помощи и поддержке, реагируют на них гораздо быстрее, нежели взрослые при необходимости справиться с психологической травмой.

По этой же причине, ребенок гораздо быстрее идет на поправку. Нейропсихолог изучает психические процессы при поражении мозговых дисфункций и определяет область поражения, которая связана с тем или иным видом психической деятельности.

Это позволяет специалисту быстро определить нарушение, составить алгоритм действий и помочь ребенку.

Нейропсихолог необходим детям в следующих случаях:

  • диагностика ранних поражений отделов головного мозга;
  • плохая координация движений;           
  • слабый уровень мелкой моторики — ребенок не справляется с такими заданиями как лепка, письмо, работа с природным материалом, манипулирование с предметами;
  • низкая успеваемость в школе — ученик испытывает затруднения при счете, выполнении домашнего задания, чтения, пересказа, слушания;
  • низкий уровень развития памяти, мышления, внимания, воображения;
  • нарушение в развитии тонуса мышц — ребенок ощущает слабость или наоборот, возбудимость;
  • дефицит внимания с гиперактивностью;
  • речевые нарушения;
  • трудности со сном;
  • проблемное поведение, трудности с установлением контактов.

Часто, к нейропсихологу ребенок отправляется по рекомендации врача-невролога. Он рекомендует специалиста в случаях, если у детей обнаруживаются дисфункции подкорковых и стволовых образований.

Нарушение крупной и мелкой моторики, также, являются показателями к работе с нейропсихологом.

Любое дисгармоничное развитие психики, речи, мышечных отделов, познавательной сферы является показателем для получения консультации специалиста, диагностики и дальнейшей коррекционной работы.

В нейропсихологии выделяется несколько этапов работы с детьми.

  • Первый этап диагностический. Психолог определяет характер и особенности взаимодействия головного мозга с глубинными структурами, выявляет работу познавательных процессов ребенка. На этом этапе, также, обнаруживаются причины нарушения поведения, которые вызваны психическими и органическими патологиями. Специалист устанавливает видимые и возможные причины нарушения развития и поведения.
  • Второй этап. Происходит подбор методов лечения, который должен отвечать выявленным нарушениям. К ним относятся психотерапевтические методы, а также медикаментозное лечение. План работы с каждым ребенком разрабатывается индивидуально, учитывая его индивидуальные, возрастные, психофизиологические особенности.
  • На третьем этапе происходит непосредственно коррекционная и восстановительная работа. Нейропсихологи считают, что, здоровая психика ребенка зависит от состояния его моторики, восприятия и сенсорной системы. Поэтому, для прямого влияния на детское поведение и эффективности работы необходимы диагностика и восстановление этих функций. Игры — подвижные и психотерапевтические — и лекарственные препараты позволяют достичь хорошего результата и положительно влияют на психофизиологическую систему детского организма. Доза медикаментов, предназначенных ребенку, определяется индивидуально и в большинстве случаев является минимальной.

Как меняется поведение ребенка, после эффективной работы с нейропсихологом?

  • дети становятся менее импульсивными, повышается самоконтроль и саморегуляция;
  • процессы поведения становятся управляемыми родителями или самим ребенком;
  • гиперактивность снижается, работоспособность выходит на средний уровень, заменяя собой медлительность;
  • действия ребенка приобретают координированность;
  • улучшается способность ориентации в пространстве и по отношению к своему телу;
  • дети начинают лучше писать, читать, улучшается уровень памяти и внимания;
  • развиваются пространственное, абстрактное мышление;
  • ребенок все чаще начинает пользоваться логикой и объективным восприятием информации из внешнего мира и своих реакций;
  • повышается уровень личной самостоятельности и ответственности;
  • энергичность и внутренние ресурсы, до этого времени блокированные, выходят на первый план: ребенок приобретает учебную и познавательную мотивацию, пользуется своей любознательностью, которая в раннем и дошкольном возрасте является двигателем психофизиологического развития;
  • повышается общая сосредоточенность не только на деле, которое вызывает интерес, но, также и на том, которое надо выполнить, соблюдая учебный план;
  • дети осваивают работу по инструкции взрослых — учителей, родителей — и без труда следуют заданному алгоритму.
  • Помощь нейропсихолога может потребоваться во время переживания ребенком возрастного кризиса, адаптационного периода во время поступления в учебное заведение, переезда на новое место жительства, смены жизненных условий.
  • Профилактикой обращения к специалисту служит умение не перегружать ребенка дополнительным образованием в раннем возрасте.
  • Репетиторство и строгое наказание не приведут к желаемому результату, а лишь могут ухудшить психофизиологическое состояние ребенка.
  • Чем раньше родители вместе с ребенком посетят детского нейропсихолога, тем эффективней будет полученный результат в виде нормализации поведения и отдельных структур головного мозга. Таким образом, маленький пациент получает возможность полностью восстановить психическую деятельность и познавательную сферу.

Источник:

Детский нейропсихолог – что лечит и в чем состоит суть лечения

Детский нейропсихолог – что он лечит? Этим вопросом задаются многие. Конечно приставка “нейро” о многомо говорит, но не дает четкой картины. Давайте разберемся.

Детский нейропсихолог – это специалист, осуществляющий работу с детьми, направленную на изучение, формирование и коррекцию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, двигательной активности), опираясь на знания механизмов, посредством которых развивается и функционирует детская нервная система. Он создает условия, в которых ребенок оперативно усваивает информацию.

  • Специалист данного направления диагностирует и лечит такие нарушения:
  • * затрудненное понимание и воспроизведение данных;
  • * речевые нарушения;
  • * заикания;
  • * трудности в обучении, плохой почерк, ошибки;
  • * отсутствие мотивации к учебе;
  • * сложное обучение письму, чтению, основам математики;
  • * неопрятность, зависимость от помощи взрослых;
  • * пониженная или повышенная активность, отсутствие усидчивости;
  • * невнимательность, неспособность к сосредоточению;
  • * тревожность и раздражительность;

* эмоциональные нарушения (вспыльчивость, ранимость и т.д.);

  1. * мышечные тики;
  2. * повышенный или сниженный тонус мышц;
  3. * отставание в развитии моторики;
  4. * проблемы с координацией движений (частые падения, неловкость).

У детей могут наблюдаться нарушения сенсорики и двигательной активности. Дети с патологиями подкорковых образований быстро устают во время какой-либо деятельности. Им трудно концентрироваться, они часто отвлекаются, с трудом запоминают материал. Нередко встречаются проблемы с мышечным тонусом.

Нейропсихологический синдром характеризуется сочетанием ряда сбоев в высших психических функциях, связанных с локальными поражениями головного мозга.

Дисгенетический синдром вызывается нарушениями подкорковых и стволовых образований.

Для стволовых нарушений характерна некорректная работа эндокринной системы, слабая сопротивляемость заболеваниям. Дети страдают диатезом, энурезом, энкопрезом, у них наблюдаются расстройства сна и проблемы с речью. С первых дней жизни они развиваются с нарушениями моторики.

При подкорковых нарушениях нет очевидных проблем с интеллектуальным развитием, малыши нормально осваивают речь.

Однако они могут страдать головными болями, быстрой утомляемостью, слабостью, нарушениями координации движения, приводящими к повышенному травматизму.

Они с трудом фокусируются на чем-либо, скоро забывают пройденный материал, их внимание быстро рассеивается, а почерк зачастую неразборчив.

Нарушение работы височных отделов сопровождается плохой слухоречевой памятью, дети путают слова, звуки, буквы, им трудно повторить услышанное.

При недостаточности затылочных отделов ребенок может проявлять зеркальность, путать «право» и «лево», демонстрировать затрудненное различение пространственных факторов. Когда он пишет, то часто отклоняется от строчки, меняет наклон букв.

С неполноценностью лобных отделов связано упрощение письма, чтения, устной речи, сложности с запоминанием правил. Такие дети пропускают предлоги, окончания слов, имеют скудный словарный запас.

Перед детским нейропсихологом ставится задача правильной диагностики и определения тактики коррекции нарушений.

Специалисты работают с детьми в возрастном диапазоне от трех до двенадцати лет. Наиболее результативными являются занятия с пациентами от пяти лет. В это время мозг является вполне сформированным для освоения навыков и довольно пластичным, чтобы поддаваться коррекции.

Специалист проводит диагностику в просторной, хорошо освещенной комнате без посторонних лиц и отвлекающих факторов, общаясь с ребенком в доброжелательной манере, используя понятный ему простой язык.

Беседа сопровождается элементами игры, использованием тестов, упражнений.

С дошкольниками она продолжается до получаса, с учениками начальной школы – от 40 до 50 минут, и с детьми старше 10 лет – до полутора часов.

  • При этом исследуются двигательные и речевые функции пациента, навыки письма, чтения, счета, работа органов чувств, интеллектуальное развитие, память, межполушарная асимметрия (ведущая правая или левая рука).
  • Нейропсихологи не назначают лечебных препаратов. Их инструментом является нейрокоррекция:
  • * двигательная (физические упражнения);
  • * когнитивная (интеллектуальные задания).
  • Совокупная коррекционная деятельность способствует улучшению моторных навыков и работы памяти, повышению успеваемости ребенка, воспитанию его внимательности и усидчивости.

Чтобы эффективно развивать нуждающиеся в этом участки детского головного мозга, улучшая их функционирование, специалист должен иметь соответствующую квалификацию и практический опыт. Обладая необходимыми знаниями, нейропсихолог может направить в нужное русло психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

Вот мы и ответили на вопрос – что лечит детский нейропсихолог. Надеемся Вы получили ответ на интересующий Вас вопрос. До скорых встреч.

Психологический центр обучения Оранжевое солнце

Источник:

Нейропсихология детского возраста

Формирование всех психический функций у ребёнка происходит постепенно. Со временем у него развиваются речь, мышление, память, внимание и так далее. Все эти способности связаны с определёнными областями коры головного мозга.

Детская нейропсихология – это наука, занимающаяся изучением процесса формирования высших психических функций (ВПФ). Её основная цель – сравнение уровня развития ВПФ у конкретного малыша с нормативными показателями.

Детский нейропсихолог – это специалист, занимающийся выявлением органических патологий, которые могут помешать ребёнку в обучении, познавательной деятельности, социализации и так далее.

Источник: https://glpni.ru/lekapctva/detskij-nejropsiholog-chto-eto-za-spetsialist-chem-zanimaetsya.html

Нейропсихология – что это такое, ее основы, направления, принципы

Нейропсихология это наука которая изучает

Нейропсихология – наука молодая и развивающаяся. Без изучения процессов, происходящих в поврежденных долях мозга сложно помочь человеку пройти реабилитацию. Все чаще рождаются дети с теми или иными нарушениями, а нейропсихология помогает выявить это на ранних этапах и составить план коррекции.

Что такое нейропсихология?

Предмет нейропсихологии – относительно молодое направление, развивающееся на стыке нейронауки, психологии и психофизиологии.

Нейропсихология занимается исследованием связей между функционированием головного мозга и психическими процессами, поведением.

В основном, исследуются процессы мозга с нарушениями в результате травм или болезней у людей и животных. Основные задачи нейропсихологии:

  1. Выявление закономерностей функционирования мозговых функций при взаимодействии живого организма с внешней и внутренней средой.
  2. Исследование функций и структур мозга.
  3. Анализ повреждений областей мозга.

Основоположник нейропсихологии

Первые шаги в данном направлении осуществил Л.С. Выготский, но значительный вклад внес А.Р. Лурия и создал новую науку – нейропсихологию. Достижения и разработки А.Р. Лурия:

  • создал классификацию афазических расстройств;
  • изучил и описал ранее неизвестные нарушения речи;
  • исследовал роль лобных долей головного мозга в психических процессах.

Методы нейропсихологии, позволяющие выявить нарушения (разработаны А.Р. Лурией и его последователями):

  1. Метод системного анализа (батарея тестов Лурия) – полное исследование психических функций
  2. Психометрический (северо-американский) – батарея тестов Небраска-Лурия, шкала Векслера.
  3. Индивидуально-ориентированный (британский) – скрининговые, отборочные тесты для дальнейшей подборки индивидуальных исследований.

Отрасли нейропсихологии

Нейропсихология стремительно развивается, ученые считают, что за этой наукой – будущее. Основные направления нейропсихологии:

  • клиническая;
  • экспериментальная;
  • реабилитационная;
  • экологическая;
  • детская;
  • диагностическая;
  • нейропсихология развития.

Детская нейропсихология

Нейропсихология детского возраста – перспективное и востребованное направление, своевременно выявленное нарушение поможет провести грамотную коррекцию ребенка.

Детская нейропсихология изучает латеральную асимметрию правого и левого полушария, причины школьной неуспеваемости (минимальные мозговые дисфункции, СДВГ-синдром).

После выявления нарушений проводится психологическая и медикаментозная коррекция.

Клиническая нейропсихология

Основы нейропсихологии – это изучение нейропсихологических синдромокомплексов. Клиническая нейропсихология занимается пациентами с повреждениями правого полушария и нарушениями глубинных структур мозга, а также дефектами межполушарного взаимодействия. Основные понятия клинической нейропсихологии:

  1. Нейропсихологический симптом. Нарушение функций психики при локальном повреждении мозга.
  2. Нейропсихологический синдром. Определенное сочетание нейропсихологических симптомов вследствие нарушения функционирования психических процессов при локальном поражении.

Экспериментальная нейропсихология

Принципы нейропсихологии основаны на применении практического и экспериментального подходов, без этого ни одна наука не может обосновать свои теории.

Экспериментальная нейропсихология изучает поведение людей и животных свойственное при определенных локальных поражениях. Благодаря экспериментам А.Р. Лурия были подробно изучены и классифицированы нарушения памяти (афазии) и речи.

Современная экспериментальная нейропсихология изучает нарушения эмоциональной сферы и познавательных процессов.

Практическая нейропсихология

Направления нейропсихологии развиваются в результате практического подхода. Практическая нейропсихология – это раздел, на котором базируются все остальные ответвления нейропсихологии. Основные методы работы были заложены А.Р. Лурией и получили название «Батареи Луриевских методов», включающие в себя исследования:

  • произвольного и непроизвольного внимания;
  • эмоциональных реакций;
  • слухового гнозиса;
  • движений при выполнении инструкций;
  • речи;
  • письма;
  • памяти;
  • системы счета;
  • интеллектуальных процессов.

Возрастная нейропсихология

Что такое возрастная нейропсихология – ответ уже кроется в самом вопросе. Каждому возрастному периоду соответствуют свои закономерности психического развития и для определенного возраста характерны те или иные нарушения деятельности мозга. Возрастная нейропсихология изучает:

  • нейропсихологические синдромы;
  • симптомы нарушений высших психических функций.

Нейропсихология – упражнения

В нормальном состоянии мозг регулирует сам себя, при нарушении психологического равновесия, возникновении проблем с психикой, врожденные программы регуляции дают сбой, поэтому важна своевременная коррекция. Коррекционная нейропсихология для детей и взрослых использует в своем арсенале различные упражнения, полезные для мозговой активности, прекрасного самочувствия. Нейропсихология – игры и упражнения:

  1. Зеркальное рисование. Приготовить лист бумаги, фломастеры или карандаши. Взять в обе руки карандаши и начать одновременно рисовать обеими руками все что хочется: буквы, геометрические фигуры, животных, предметы. Упражнение синхронизирует оба полушария и создает состояние релаксации.
  2. Рисование разных фигур. Упражнение похоже на предыдущее, только рисовать надо разные фигуры одновременно, например, левая рука рисует треугольник, правая – квадрат.
  3. Медитация-концентрация на дыхании. Короткий вдох и длинный выдох, при этом концентрация на кончике носа. Расслабляет, выводит мозг на уровень альфа-ритма, ум успокаивается, возникает состояние душевного равновесия.
  4. Имитация движений различных животных. «Медведь идет» – ребенок становится на четвереньки и поднимает правую руку и ногу, глазами фокусируясь на руке, затем те же движения с левой стороной тела. «Тигр идет» – базовое положение на четвереньках, попеременно: правая рука идет к левому плечу, левая к правому и так передвигаться.
  5. Упражнение «Слон». Ухо плотно прижать к плечу, противоположную руку вытянуть как «хобот» и начать рисовать ею горизонтальные восьмерки в воздухе, глаза при этом следят за кончиками пальцев. Выполнить 3 – 5 раз в каждую сторону. Упражнение балансирует систему «интеллект – тело».

Обучение нейропсихологии происходит на базе психологического или медицинского образования, в рамках получения профессии клинический или медицинский психолог, психоневролог, психиатр. ВУЗы, где можно получить профессию нейропсихолога:

  1. Московский институт психоанализа. Специализация «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-развивающее обучение».
  2. Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет клинической психологии.
  3. Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева. На базе факультетов «Клиническая (медицинская) психология» и «Неврология» обучение основам клинической нейропсихологии, нейротерапии.
  4. Национальный исследовательский Томский государственный университет. Клиническая психология.
  5. Московский государственный институт им. М.В. Ломоносова. Специализация «Нейропсихология и нейрореабилитация».

Нейропсихология – книги

Популярные книги по нейропсихологии написаны простым языком, и будут интересны всем тем, кто интересуется загадками мозга и психики в целом. Человек – это целая вселенная, о том, как формируются привычки, почему при тех или иных нарушениях мозга возникают странности в поведении – об этом и многом другом рассказывают мэтры, посвятившие себя изучению психики в своих произведениях:

  1. «Основы нейропсихологии» Лурия А.Р. Учебный курс для студентов изучающих психологию, психиатрию и неврологию.
  2. «Человек, который принял жену за шляпу» О. Сакс. Автор увлекательно, но бережно и с уважением к своим пациентам рассказывает их истории борьбы с тяжелыми недугами психики (неврозами). Каждый пациент Оливера уникален по-своему в своих попытках выстроить отношения между мозгом и сознанием.
  3. «Мозг рассказывает. Что делает нас людьми» В.С. Рамачандран Непостижимые тайны мозга, в этом труде читателя ждут ответы на вопросы: почему ребенок-аутист пишет картины, превосходящие Леонардо Да Винчи и Микеланджело, или где в мозге зарождаются чувства сострадания и прекрасного.
  4. «На одной волне. Нейробиология гармоничных отношений» Э. Бэнкс, Л. Хиршман. В книге повествуется о четырех нейронных путях, развивая которые человек комфортно сближается с другими людьми и формирует в себе спокойствие, энергию, принятие и резонанс.
  5. «Мозг и счастье. Загадки современной нейропсихологии» Р. Хансон, Р. Мендиус. Книга-синтез, соединяющая в себе психологию и неврологию, изобилует методами по самосовершенствованию.

Нейропсихология – интересные факты

Сложная и многогранная наука нейропсихология при изучении психических свойств и работы мозга живых организмов постоянно совершает интересные открытия, вот некоторые примечательные факты:

  1. Мозг изучает сам себя.
  2. Во время беременности количество импульсов нейронов увеличивается в 250 000 раз.
  3. Человек использует при решении задач ровно столько ресурсов мозга, сколько для этого нужно в данный момент, поэтому миф об использовании всего 10% мозга не подтвержден научно.
  4. Память человека не подчиняется линейному мышлению и логике и чтобы лучше запомнить информацию любого порядка важно создавать образы, выстраивать ассоциативные ряды – так тренируется память.
  5. Во время курения сигареты мозг воспринимает никотин как управляющий мышлением фактор и сокращает выработку внутреннего вещества, управляющего мышлением, но при увеличении нагрузки мозг начинает вырабатывать большее количество вещества, внешне это проявляется тем, что человек начинает выкуривать до 2 пачек в день (увеличивает дозу никотина) – возникает привычка.
Что такое привычка – полезные и вредные привычки, их профилактика

Что такое привычка и как она формируется? Механизм вредных и полезных пристрастий одинаков: многократное повторение определенных действий на протяжении определенного отрезка времени ведет к формированию устойчивых нейронных связей.

Подсознание – общение, управление, работа с подсознанием

Подсознание человека хранит в себе все вытесненные сознанием неудачи и травмы, родительские установки – это может отображаться в виде необъяснимой тревоги и страхов, но подсознательными механизмами можно научиться управлять и менять свою жизнь.

Психоанализ – что это такое, основные положения и методы

Психоанализ – метод, основанный австрийским психиатром З. Фрейдом. Психоаналитическая концепция базируется на идее, что травмирующий опыт вытесненный в бессознательное, при попытке его осознания влияет на мотивы поступков, приводит человека к неврозу.

Рефрейминг в психологии – что это такое, упражнения, примеры

Рефрейминг – метод НЛП, позволяющий изменить или сместить точку зрения на сложившуюся ситуацию, поведение, успешно применяется психологами в рамках позитивной и поведенческой психотерапии, менеджерами в организациях для раскрытия потенциала сотрудников.

Источник: https://womanadvice.ru/neyropsihologiya-chto-eto-takoe-ee-osnovy-napravleniya-principy

Лечим просто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: